8 сентября 2020 г.
Карта
сайта
Контакты

Разговоры о том, что Россия – «налоговый рай», оказались сказками

Принято считать, что налоги в РФ щадящие: вон, НДФЛ – только 13%. Приезжайте, мол, к нам, все на свете депардье, будете жить припеваючи. Но это только НДФЛ. Что же касается остальных налогов, то здесь мы находимся на уровне крупнейших экономик Евросоюза и никаких преимуществ перед ними не имеем.
 Не так давно президент ЗАО "Новое Содружество" и ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин написал в своем "Живом Журнале" большой пост о том, почему Ростсельмаш не переносит производство тракторов из Канады в Россию. Пост действительно большой, весь его цитировать бессмысленно, но и по нашей теме, налогам, там есть важная информация. Так вот, если выкладки Бабкина верны, то получается, что российское предприятие должно будет перечислить в бюджет на 26,10 миллиона долларов США больше, чем аналогичное канадское. И вывод предприниматель делает вполне обоснованный: "Перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как ведет либо к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию".
 А вы говорите: "слезть с нефтяной иглы", "развивать производство"... Никому во власти это не нужно. Им и так хорошо.
 О том, что налоги в России увеличивать просто невозможно, говорится и в опубликованном накануне докладе "Налоговый монитор" Международного валютного фонда, пишет "Коммерсант". 
 Авторы доклада используют показатель "tax effort", представляющий собой отношение достигнутого уровня налогообложения к предельно возможному. А предельно возможный рассчитывается как уровень налогового бремени, который через какое-то время приведет к снижению поступлений. Иными словами, при существующем положении вещей в России налоги на экономику повышать уже нельзя.
 Примечательно, что в группе развитых стран самый высокий tax effort имеет Норвегия – 91% Она же отличается весьма высоким в этой группе налоговым бременем: сборы налогов составляют 43,2% ВВП.
 Россия так же близка к пределу налогового бремени, как Франция и Бельгия. Tax effort здесь составляет 85%, но Франция и Бельгия собирают 45-46% ВВП в виде налогов, а Россия – 35%. Разница, прямо скажем, не кардинальная. И она показывает, что путь повышения налоговой нагрузки для властей практически исчерпан.
 Как ни странно, но в группе развитых стран уровень налогового бремени, подобный российскому, имеют Великобритания, Словения, Португалия и Израиль; правда, там tax effort оценивается в 0,75. То есть резервы для роста налогов у них почти вдвое выше российских.
 Неудивительно, что наши власти, осознавая, что гиря скоро дойдет до пола, переключили свое внимание с бизнеса на население. НДФЛ при этом трогать нельзя – священная корова. А вот недвижимость – можно. Даже МВФ отмечает, что Россия находится в группе стран с крайне низким налогообложением недвижимости.
 Вот и планируется ввести у нас с 2015 года налог на недвижимость, исходя из ее кадастровой (почти рыночной) стоимости, а не инвентаризационной, как сейчас. И это притом, что собственники 40% объектов недвижимости страны неизвестны. Это отнюдь не означает, что она бесхозная. Просто собственники так ловко спрятали концы, что докопаться до них пока не получилось. Возможно, до них когда-нибудь и доберутся, но те 60%, которые есть в кадастре, облагать можно уже сейчас. Правда, этим планам в их нынешнем виде пока противится Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ). Оно не согласилось с частью базовых норм правительственного законопроекта о введении нового "рыночного" налога на недвижимость граждан. Кремлевские юристы считают, что проект заметно увеличивает налоговую нагрузку на физлиц, а это может вызвать рост социальной напряженности.
 Власти ходят кругами вокруг налога на недвижимость уже много лет. Хочется его ввести, а не получается: кадастр не готов. Но этим летом Минфин наконец внес соответствующий законопроект в правительство. Новый платеж заменит уплачиваемые гражданами налоги на имущество и на землю. Деньги пойдут в местные бюджеты, что должно существенно поправить их финансовое положение. Предполагается, что платеж будет вводиться местными властями в 2014-2018 годах.
 Чтобы хоть как-то подсластить горькую пилюлю, всем собственникам обещана небольшая скидка – необлагаемый налогом вычет в 20 квадратных метров на каждую квартиру или дом. Для льготных категорий граждан – ветеранов, инвалидов, пенсионеров и прочих – вычет будет 30 квадратных метров для жилья и 1000 квадратных метров площади земельного участка. Но даже и с вычетами гражданам придется платить втрое больше, чем сейчас, посчитала ФНС: не 686 рублей годового налога, а 1900. Для Москвы же история отдельная: по причине дороговизны недвижимости налог на стандартную двухкомнатную квартиру составит порядка 5500 рублей в год, прикинули эксперты.
 ГПУ Кремля считает, что это слишком много, и предлагает ряд смягчающих мер. Так, нужно расширить категорию льготников, добавив в их ряды военнослужащих. Кроме того, всем им следует предоставить не вычет, а полное освобождение от налога. Для всех остальных собственников вычет должен определяться нормами жилья на человека, хотя единого норматива в законодательстве РФ нет.
 Все эти потуги с налогом на недвижимость говорят об одном: будучи не в силах увеличить собираемость налогов в экономике (по данным экспертов, "в тени" работает порядка 40% бизнеса), государство обратило взоры на население, которое со своей недвижимостью в тень перейти не может, и решило получить сполна здесь за все недополученное там.
 Такие действия, делают вывод "Ведомости", свидетельствуют о том, что наше вроде бы сильное государство на самом деле слабо. Ведь сила измеряется не в сноуденах или захваченных "Гринписах", и не тем, насколько круто выглядят фотосессии президента. Сила в том, чтобы собрать налоги и употребить их во благо граждан: чтобы дороги – "как у них", чтобы все вокруг чисто и вылизано, чтобы города состояли из коттеджей, а не унылых бетонных коробок, и так далее, и так далее. Но этого нет как нет. Зато разговоров о силе – полно.