8 сентября 2020 г.
Карта
сайта
Контакты

Госпрограмма буксует и нуждается в корректировке

Недавние парламентские слушания по совершенствованию механизмов реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы (ГП-20) прошли бурно и горячо. Минсельхозу РФ крепко досталось от производственников, представителей муниципальных властей, отраслевых союзов, ученых, депутатов. Жаль, что не пригласили фермеров - они бы еще больше поддали жару за двукратное повышение страховых взносов в Пенсионный фонд.
Основной докладчик, замминистра сельского хозяйства России Александр Петриков, сообщил:
Индекс сельскохозяйственного производства за пятилетку составил 116%, по производительности труда - 124, выросли объемы производства мяса птицы, свинины, производство молока стабилизировалось на уровне 32 млн. тонн, удой на корову вырос до 5000 литров.
А. Петриков выделил главные особенности ГП-20: увязка ресурсов с целевыми показателями; совершенствование структуры госпрограммы; стимулирование производства не сырья, а качественного конечного продукта; переориентация мер поддержки от субсидирования кредитов (на это шло до 70% ресурсов) к субсидиям на гектар и килограмм реализованного молока; поддержка науки и образования... Он подчеркнул, надо уточнить ресурсное обеспечение программы, больше внимания уделить регулированию рынков, увеличить расходы по "зеленой корзине".
В нашем Минсельхозе часто звучат победные релизы, а реальная жизнь сельхозорганизаций и фермерских хозяйств за пределами московского Садового кольца совсем иная, заявили после доклада депутат Госдумы Айрат Хайруллин и приглашенные с регионов. Криком о помощи свиноводам можно было назвать выступление белгородского председателя совета директоров ЗАО УК "Агропромышленная компания БВК" Василия Золотухина: "После вступления России в ВТО 1 кг свинины в живом весе с НДС стал стоить 55-60 руб. при себестоимости 65 рублей! 15 руб. убытка с 1 кг! На складах скопилось мяса свинины и птицы на миллиарды рублей... В Госпрограмме надо четко расписать целевые показатели по мясу, молоку, хлебу, установить ценовой коридор на продукты питания. От этого осуществлять господдержку".
Много разговоров о нововведении - погектарной поддержке, но размеры ее смехотворны. Если сравнить, то в России - в среднем 260 рублей, в странах Евросоюза -265 евро на 1 га. Аналогичная ситуация с введением субсидий на 1 кг реализации товарного молока. Она составляет не более 10% от себестоимости, тогда как в странах ЕС - от 30% (в пересчете на молоко).
Еще одна новация - субсидирование предприятий сельхозмашиностроения. Но на это в 2013 году выделено всего лишь 2 млрд. рублей. В ГП-20 предусматривается среднегодовое обновление парка сельхозтехники в 660 зерно- и кормоуборочных комбайнов, 1,5 тыс. тракторов. В связи с этим президент "Росагромаша" Константин Бабкин отметил: "Индикаторы Госпрограммы по объемам приобретения новой техники сельхозорганизациями в 2013-2020 годах являются чрезвычайно низкими и не позволят достичь целевых показателей Доктрины продовольственной безопасности России. Необходимо внести изменения и запустить в действие Правила предоставления субсидий производителям сельхозтехники (утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года), которые уже четвертый месяц не работают; прекратить практику субсидирования и передачи в государственный лизинг зарубежной сельхозтехники; утвердить в 2013 году программу развития сельхозмашиностроения России".
После этого выступления председатель аграрного комитета Госдумы Николай Панков предложил на следующей неделе провести совместное совещание по обсуждению обозначенных вопросов с участием заинтересованных министерств и ведомств, предприятий сельхозмашиностроения России.
Процентные ставки банков регионалами были охарактеризованы грабительскими. Фактически они составляют 22%, а не лукавые 9%, отметил аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов. "Субсидирование кредитов -это поддержка банков. Поэтому ссудная задолженность товаропроизводителей доросла до 2 трлн. рублей", - справедливо воскликнул тамбовский директор
ФГПУ "Пригородный" Анатолий Чуканов.
Из 12 основных целевых индикаторов, заложенных в Госпрограмме до 2012 года (ГП-12), был выполнен всего один индикатор, характеризующий ресурсы, располагаемые домашними хозяйствами в сельской местности. Рентабельность сельхозорганизаций, по словам директора ВНИИ сельского хозяйства Ивана Ушачева, за этот период составляла 8-10%, без субсидий - от минус 5 до 5%. Таким образом, сельское хозяйство в основном работало на уровне простого воспроизводства.
"Для выполнения новых задач определены целевые индикаторы, которые меньше показателей, утвержденных Доктриной продовольственной безопасности России. С другой стороны, даже заявленных индикаторов невозможно достичь при нынешнем уровне ресурсного обеспечения Госпрограммы и заложенных в ней механизмов, - подчеркнул Н. Панков. - Так, запланированный объем производства молока на 2020 год обеспечивает душевое потребление всего в размере 226 кг, что на 20 кг ниже фактического уровня и на 100 кг меньше размера, предусмотренного в доктрине".
За что еще критиковали Госпрограмму?
Глава администрации Калининского района Тверской области Наталия Арчакова потребовала "оценивать работу по объему выпуска продукции на одного сельского жителя, обеспечить гарантийный сбыт сельхозпродукции и... защитить от борщевика, который оккупировал все поля и вот-вот поселится на огородах".
Проблем у сельских поселений выше крыши. Улицы поселков без освещения, о газификации и водопроводе селяне мечтают десятилетиями. Пожарная машина и неотложка по бездорожью без трактора не доберутся до места беды. Необходимо обеспечить доходную базу муниципалитетов за счет поступления налогов, подчеркнул глава думского комитета по экономической политике Игорь Руденский. И это верно: налоги пришлых архаровцев-бизнесменов зачастую уходят в города, где они зарегистрированы.
Сложившаяся порочная практика недофинансирования инженерной и социальной инфраструктуры села перенесена на новую Госпрограмму. Секвестр финансирования социальных расходов на 40 млрд. рублей привел к тому, что 150 тыс. человек не смогли улучшить жилищные условия. Объемы ввода жилья в 2014-2020 годах сокращаются по сравнению с 2012 годом на 26-47%.
Глава профильного комитета Совета Федерации Геннадий Горбунов был категоричен: "Здесь звучит набат, сегодня экономический базис в сельском хозяйстве ниже в рамках Таможенного союза, надо увеличить финансирование Госпрограммы до 2,5 трлн. рублей".
В этом году мы имеем серьезнейшие трудности с финансированием посевной, заявил Н. Панков. "Мы заставляем сельхозпроизводителей, вместо того чтобы заниматься непосредственным делом, бегать по большому бумажному кругу, заключать договора с субъектами РФ, где наши фермеры не всегда имеют полностью образованную экономическую и финансовую структуру для какого-то вида отчетности. Наверное, стоит вернуться к схеме, когда Минсельхоз имел возможность напрямую в рамках госпрограмм перечислять финансы и тогда средства поступали в хозяйства в конце февраля - начале марта. А сегодня посевная кампания фактически проходит за счет средств сельхозорганизаций. Тем самым теряется оперативность господдержки".
От себя добавлю: а где блуждают обещанные правительством дополнительные 42,175 млрд. рублей на сев? Или их еще не выделили? А ведь министр на 24-м съезде АККОР твердо обещал фермерам увеличить господдержку.
На реализацию поставленных задач по Госпрограмме до 2020 года выделяется 1,5 трлн. рублей (в текущих ценах). В то же время, если перевести этот объем средств в сопоставимые цены 2012 года, то общий размер за 2013-2020 годы составит около 1,2 трлн. Непосредственно на поддержку сельхозпроизводства будет приходиться примерно каждый четвертый рубль поддержки. Таким образом, вновь будет поддерживаться банковская и страховая сферы в ущерб экономике товаропроизводителей. Отмеченные проблемы приведут к тому, что доходность сельхозтоваропроизводителей будет снижаться, и уже к 2015-2016 годам аграрная отрасль войдет в зону убыточности, заявил академик И. Ушачев.
Участниками парламентских слушаний было рекомендовано Правительству и Федеральному Собранию России, органам власти субъектов: увеличить финансовое обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и скорректировать заложенные в ней индикаторы в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России; перейти от института субсидирования процентных ставок к прямым дотациям, в том числе на единицу продукции; принять программу по ускоренному техническому перевооружению АПК, предусмотрев механизм прямых дотаций из федерального бюджета сельхозпроизводителю на приобретение новой техники и оборудования в размере 15 млрд. рублей ежегодно; повысить уровень развития социальной инфраструктуры села, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния в размере не менее 20 млрд. рублей ежегодно.

<< Вернуться Сельская Жизнь