8 сентября 2020 г.
Карта
сайта
Контакты

Обращение Председателя Совета директоров Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» К. А. Бабкина к коллегам.

Предлагаю активизировать работу нашего Союза!

Как Вы знаете, наша отрасль пребывает не в том состоянии, в котором должна и могла бы находиться. Низкая рентабельность, слабо прогнозируемый спрос на продукцию, отсутствие государственной поддержки делают инвестиции в предприятия отрасли малопривлекательными, а, следовательно, будущее предприятий – туманным.

Исправление ситуации зависит не только от нас, от работы непосредственно на предприятиях. Многое – от решений государственных органов. Поэтому назрела необходимость выработать общие подходы к актуальным вопросам отрасли, создать механизмы и выбрать представителей, которые отстаивали бы интересы отрасли в органах государственной власти и управления, принимающих решения.

Мы с Вами знаем, что в сельхозмашиностроении работают талантливые и трудолюбивые рабочие, изобретательные инженеры, опытные руководители. Это не менее грамотные люди, чем те, кто занят сегодня в сырьевых отраслях. Главное, чего нам не хватает – благоприятной экономической политики нашего государства.

Основные вопросы, где требуются решения федерального правительства.

1. Тарифные и нетарифные методы защиты внутреннего рынка продукции машиностроения.

2. Защита наших интересов при доступе на рынки стран дальнего зарубежья и при выработке условий вступления страны в ВТО.

3. Отстаивание интересов отечественной промышленности на постсоветском пространстве в плане доступа российской продукции на рынки и в плане соблюдения правил честной конкуренции между производителями стран Содружества.

4. Государственные лизинговые программы.

5. Налоговая политика, стимулирующая инвестиции и инновации.

6. Распределение государственных денег на НИОКР и образование.

7. Регулирование тарифов на энергоресурсы и ограничение роста цен на металл.

Поскольку мы все зависим от благосостояния крестьян и развития сельского хозяйства, необходимо также вырабатывать предложения по защите интересов аграриев. Существуют, очевидно, и другие вопросы, которые ждут обсуждения и решения. Было бы важно, чтобы мы, как коллеги, общались, участвовали в работе по формированию своих предложений, и публично отстаивали наше общее мнение. Прилагаю свои соображения по означенным вопросам.

Для создания реалистичной базы данных Союзагромаш прошу все организации, занимающиеся производством сельхозтехники, комплектацией запчастей для нее, продвижением и обслуживанием сельхозтехники, научными исследованиями в этой области, предоставить в Союз данные о своих предприятиях.

Предлагаю всем руководителям предприятий лично принять участие в работе съезда, проведение которого планируется в феврале 2005 года. Конкретные предложения по совершенствованию деятельности Союза прошу направлять в Совет директоров на имя Председателя. Также хотелось бы знать ваше мнение относительно предлагаемой мной позиции по основным вопросам развития отрасли.

Приложение.

Наши подходы к актуальным вопросам современности.

1. Поддержка условий честной конкуренции на внутреннем рынке продукции сельхозмашиностроения.

В Советском Союзе были созданы большие мощности по производству сельхозтехники и тракторов. И сегодня они загружены не более чем на 15-20%. Уже только это ставит отрасль в условия неравной конкуренции с поступающей на рынки техникой зарубежного производства.

Странность ситуации состоит в том, что зарубежная техника получает доступ на рынок России на условиях более благоприятных, чем отечественная. Так, налог на добавленную стоимость российский производитель уплачивает еще на стадии создания машины.

Иностранный производитель имеет возможность его либо вообще не платить, используя практику внесения техники в уставный капитал организации, либо растянуть выплаты на несколько лет, используя режим временного таможенного ввоза, либо выплаты снизить, занижая декларируемую стоимость техники.

Зарубежные государства используют скрытые формы субсидирования экспорта, предоставляя возможность импортерам сельхозтехники получить кредит на льготных условиях (2-3% годовых) на срок до 5 лет под гарантии государственных экспортных агентств Eximbank и Hermes. Существуют и другие формы дискриминации российских сельхозмашностроителей при доступе на внутренний рынок страны. Очень не хотелось бы, чтобы нашу отрасль постигла судьба гражданского авиастроения, станкостроения и многих других технологичных отраслей отечественной экономики.

Задача Союза состоит в том, чтобы не мириться с таким положением дел и вновь и вновь объяснять органам государственной власти, что только честная конкуренция приносит благо, и предлагать пути установления более справедливых условий на российском рынке сельхозтехники.

2. Защита интересов отрасли в дальнем зарубежье.

Существуют многочисленные примеры дискриминации российских поставщиков на зарубежных рынках.

Так в странах Восточной Европы действует фонд SAPARD. Одной из статей его расходов является безвозмездное возмещение 50% стоимости покупаемой сельхозтехники, если страна происхождения этой техники – Европейский Союз. На российскую технику действие этого фонда не распространяется.

Помимо этого, российскому предприятию, планирующему продавать сельскохозяйственную технику, например, в Болгарии, Литве или Германии, в обязательном порядке, помимо получения Сертификата безопасности, необходимо пройти дорогостоящую и длительную процедуру испытаний.

Требуется усиление поддержки зарубежных дипломатических представительств России при продвижении отечественной продукции на внешние рынки и внедрение практики ответных дискриминационных мер в отношении зарубежных товаров.

3. Отстаивание интересов отечественной сельскохозяйственной промышленности в странах СНГ.

Существует большое количество примеров, когда государства, входящие в СНГ, прямо или косвенно препятствуют проникновению наших сельскохозяйственных машин на их рынки. Например, Туркменистан покупает американские трактора и комбайны, а для поставок российской техники требует проведение специальных испытаний и сертификации, хотя российская техника там использовалась и знакома еще с советских времен. Продукция сельхозмашиностроения должна входить в сферу межгосударственных переговоров.

Экономическая интеграция в рамках СНГ необходима. В конечном счете, она будет выгодна всем, но важно, чтобы рынки действительно были открыты, и чтобы соблюдались правила честной конкуренции.

4. Выработка условий вступления страны в ВТО.

Вопрос вступления в ВТО имеет огромное значение для развития всей отрасли. Недооценка значимости отечественного сельхозмашиностроения отодвигает его интересы при переговорах о вступлении в ВТО на второй план, превращая в "разменную монету".

Мы не должны допустить, чтобы наша страна отказалась от реальных ценностей – развитого сельского хозяйства и сельхозмашиностроения - ради ценности бумажной – членства в ВТО.

5. Государственная лизинговая программа.

Важность вопроса финансовой поддержки сельского хозяйства трудно переоценить. В 2002 году на рынке появилась и быстро встала на ноги государственная компания ОАО «Росагролизинг». В ее уставный фонд были вложены значительные бюджетные средства. Благодаря им компания стала сильным эффективным средством поддержки селян и сельхозмашиностроителей. Но, как и все на этом свете, ее работа нуждается в совершенствовании.

6. Налоговая политика.

При существующих в отрасли и вообще отечественном машиностроении нормах прибыли и размерах налогов существенный скачек ее технологического развития и выход на позиции реально активного участия в мировом техническом прогрессе невозможен.

Мы должны требовать снижения налогового бремени на предприятия отрасли, призывать к снижению государственных издержек и перекладыванию большей налоговой нагрузки на предприятия сырьевого сектора.

Мы не хотим себя никому противопоставлять. Мы призываем применить рычаги государственного регулирования с тем, чтобы те, кто сегодня вкладывает средства в нефтяную и другие отрасли сырьевого сектора, посчитали более выгодным вкладывать их в развитие отечественного машиностроения.

7. Распределение государственных средств на науку и образование.

Отрасль сельхозмашиностроения нуждается в квалифицированных кадрах для проектирования и производства современной техники. Государство финансирует подготовку кадров, содержит НИИ, но 90% выпускников сельскохозяйственных вузов на производство не идут, а разработками и изобретениями большей части НИИ никто не пользуется.

Выделяемые на науку и образование государственные средства должны распределяться и направляться только в те области, где требуется их концентрация. При этом непосредственное участие в их распределении и постановке задач должны принимать заводы-изготовители сельхозмашин. Весь процесс финансирования должен стать прозрачным, понятным и эффективным.

8. Ограничение тарифов на энергоносители и металл.

Неоправданно стремительный рост тарифов на энергоносители, металл и т.д. создает кризисную ситуацию в стране. Сырьевые отрасли становятся все более прибыльными за счет и без того депрессивных перерабатывающих отраслей.

Государство должно заняться регулированием в этом сегменте, применяя рыночные рычаги регулирования.